Родословные казахских ханов.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46 

В истории Казахстана много еще белых пятен в генеалогии. Несмотря на обилие

опубликованных источников, эти источники нуждаются в строгом анализе и сравнении с

другими источниками.

Согласно посланию Сеид-ахмед-бия, правителя ногайцев, в 1535 году у него жил

казахский хан Хозя Махмет (Кожа-Мухаммед) [ИКРИ т.1. стр.69]

Автор отождествляет его с Кожашем, братом Буйдаша по следующим причинам:

1. Кожаш – возможно, это сокращение от двусоставного имени. Оно образовано по типу:

Дос-тум – собственно Дост-Мухаммад, Хаджжим – собственно Хаджи-Мухаммад, Нурум

– собственно Нур-Мухаммед. [Султанов Поднятые… стр.213-214] К этой категории и

относиться предположение Абусеитовой М.Х. о тождестве Тыныма и Дин-Мухаммеда,

сыновей Хак-Назара.

2. У Кадырали Жалаири при перечислении братьев Буйдаша Кожаш назван ханом.

[Ирмуханов стр.363]

А. Исин имеет свой взгляд на генеалогию Ходжа Махмета: он отождествляет брата

Бурундука Ходжа Мухаммеда и Ходжа Махмета. [ИКРИ стр.452] На мой взгляд, этот

вариант тоже возможен, но тут возникают проблемы с хронологией: к 1535 году все

братья и сверсники Касима и Бурундука уже сошли с исторической сцены.

Еще ханом казахов был Ахмад, он же Узбек. Мы вслед за Султановым Т.И. думаем, что

шибанид Науруз-Ахмад был казахским ханом. Согласно Кадырали Ахмад, он же Узбек

был убит Урак-мирзой. Все же мы склоняемся к версии о тождестве Ахмата и шибанида

Науруз-Ахмада, тем более что автор Тарихи-Кашгар говорит о том, что Науруз-Ахмед

был ханом казахов [Абусеитова стр.306]

Также можно рассмотреть версию, о том, что этим Ахмедом был Керей-хан. Его вторым

именем был Ахмед [ИКПИ т.2 стр.275], но по срокам это не выходит.

Также в том же источнике говориться о еще одном хане казахов Сулламиш-хан сын

Тахир-хана [ИКПИ т.2 стр.275]

Султанов Т.И., перечисляя в работе детей Шигая, говорит:

У Шигай-хана было много жен, но известны имена трех: Баим-биким, Яхшим-биким,

родом из Джагата, и Дадым-ханым, дочь Бурундук-хана. От первой из них уШигая было

трое детей: Сайд Кул-султан, Ондан-султан, Алтун-ханым; от второй — Тукай (Таваккул)-

хан, Ишим-хан, Султан Сабирбик-ханым; от — третьей Али-султан, Сулум-султан,

Ибрахим-султан, Шахим-султан.

В «Бахр ал-асрар» отмечается, что у Ишим-хана, сынаШигая, был брат по имени Кучук-

султан, дочь которого была замужем за могольским ханом Абд ар-Рахимом. В другой

части этого же труда говорится о том, что у Кучук(Кучунк)-султана был брат по имени

Абулай-султан. Согласно Искандару Мунши, другого брата Ишим-хана звали [А]бу Сайд.

По сообщению посла хана Таваккуля, сынаШигая, у хана был брат «по имени

Шахмагмет» (очевидно, Шах-Мухаммад), которого он «посадил на калмаках». По

преданию, приводимому автором XVIII в. Г.Ф. Миллером, одна из дочерей Шигай-хана

(имя ее не приводится) была замужем за братом Кучум-хана, Ахмад-Гиреем. [Летопись

стр.292-293]

Тут мы не согласны с Султановым по нескольким пунктам:

Шах-Магмет – это и есть Шайхим (о двухсоставных именах см. выше).

Кучук, по моему мнению – это сын Ондана [Ирмуханов стр.365]. В пользу этой версии

такие факты:

Кучук участвует в событиях 1611 года [Султанов Поднятые… стр.193], но раньше его

участие не замечено, хотя его т.н. отец Шигай 1501 года рождения (примерно) [Летопись

стр.292]. В то время как его племянник Кучук уже выступает на историческую сцену до

дяди во время правления Таукеля [Султанов Т.И. Поднятые… стр.193]. Также в Бахр ал

асрар Абулай назван братом Кучука, но не назван братом Ишима.

35

Из этого заключаем, что два Кучука, скорее всего, являются одним лицом.

Выше в генеалогии Шигая сказано, что у Кучука был брат Абулай, из этого делаем вывод,

что Абулай был сыном Ондана, также указано, что у Аблая был брат Джанг-султан

[Султанов Поднятые… стр.192]. Возможно этот Джанг был Джангиром, сыном Ишим-

хана. В таком случае генеалогия Абулая ее больше запутывается.

Насчет дочери Шигая: Ахмет-гирей женился на дочери казахского ханаШигая. Но тот

весьма неучтиво обращался с женой, несмотря на ее ханское происхождение.

Разгневанный Шигай-хан, желая отомстить за бесчестие своей дочери, послал своих

людей, которые убили брата сибирского правителя. [Миллер т.1 стр.196]

Также Кучум имел жену, дочь Шигая [Миллер т.2, стр. 656]

Согласно Абдирову М.Ж.:

Среди сибирских татар бытовала легенда о Сузге, жене Кучума, дочери казахского

султана. Содержание легенды напоминает татарскую легенду о Суюнбике: Во время

похода Ермака казаки осадили Сузге-туру, город, построенный Кучумом для любимой

жены. Когда казаки смогли взять город, то Сузге покончила собой , вонзив в себя кинжал,

подаренный ей Кучумом. Суеверные казаки сожгли город.

В 1839 году Петр Ершов, автор известного Конька-горбунка написал поэму Сузге,

посвященную жене Кучума. В 1889 году пьеса Сузге была поставлена на сцене

Тобольского театра. В 1896 году композитор Корнилов написал оперу Сузге. [Абдиров]

Хади Атласи называл имя дочери Шигая: Ляля.

Возможно все эти женщины были одной женщиной, дочерью казахского ханаШигая.

Возможно это про нее было известие:

Али, претендовавший на титул сибирского хана, кочевал отдельно от царевичей Каная и

Азима. Причем "лучшие люди" Али перебежали от него к братьям, потому что мать Али

была не высокородной. Они же хотели поставить царем Каная, мать которого проживала в

Сауране(Шавран), куда много раз звали Каная править, но он ввиду печального опыта

отца, не соглашался на это. Она происходила из княжеского бухарского рода [Миллер т.2,

стр. 33-34].

Дальше проблемным местом в генеалогии казахских ханов занимает генеалогия Турсун-

Мухаммеда.

Согласно семейному преданию Шакарим Кудайбердыев и Абай Кунанбаев были его

потомками по женской линии. [Шакарим стр.250]

Шакарим называет Турсун-Мухаммеда сыном Баяндемахмуда из династии Арабшахидов.

Полная генеалогия: Сын Баяндемахмуда, сына Дин-Мухаммеда, сына Уаныша, сына

Амека, сына Йадгара. [Шакарим стр.249-250]

Но отцом Турсун-Мухаммеда являлся Джалим-султан. [Летопись стр.298] Вполне

возможно, что это маленькая ошибкаШакарима, у него в генеалогиях часто бывают

пропуски в поколениях.

Насчет происхождения Турсун-Мухаммеда могут быть две версии:

1. Шакарим прав, Баяндемахмуд является дедом Турсун-Мухаммеда. Так как Шакарим

был потомком Турсун-Мухаммеда, то, возможно, что это были сведения из семейного

шежире, котиорое передавалось по наследству.

2. Шакарим не прав. Шакарим мог сам отождествить Турсун-Мухаммеда с Турсун-

Мухаммедом, сыном Баяндемахмуда.

В итоге получаем, что если сообщение о Турсун-Мухаммеде, сыне БаяндеМахмуда,

встречаются только уШакарима, то возможен первый вариант. Если нет, то, скорее всего

– это второй вариант.

Против первого варианта выступает этот факт:

«Я отправился, — пишет Абу-л-Гази, будущий хивинский хан и историк, описывая

события, имевшие место около 1625 года, — к казахам. В Туркестане, у Ишим-хана я

провел три месяца. В то время [старшим] ханом казахов был Турсун-хан. Он приехал в

Туркестан из Ташкента. Ишим-хан отправился повидаться с ним; меня же оставил дома.

Возвратившись после свидания с Турсун-ханом, Ишим взял меня с собою, повел к хану,

представил ему и сказал: «Это Абу-л-Гази из рода Ядгар-хана. До сих пор еще никто из

членов этого дома не приезжал гостить к нам; наших же пребывало у них много. Было бы

желательно, чтобы он находился при Вас». «Хорошо, — сказал Тур?унн-хан, — пусть

будет посему». Он взял меня с собою и привез в Ташкент. В Ташкенте, у Турсун-хана я

провел два года. [Летопись стр.301]

Если бы Турсун-Мухаммед был из потомков Йадгара, то Абулгази или сам Турсун-

Мухаммед отметил бы этот факт.

Если первая версия права, то мы выдвинуть другую гипотезу:

В период правления в Яркенде Абд ал-Керим-хана, сына Абд ар-Рашид-хана (конец XVI

в.), в Кашгарию ушли казахи племени катаган во главе с Султан Гази-султаном.

[Абусеитова стр.246]

По моему предположению Султан-гази был потомком Хорезмских шибанидов, а именно

Буреке-оглана:

1. Среди потомков Буреке-оглана имя с окончанием гази было очень популярно, тем более

все они жили вне Хорезма в Средней Азии, эмигрировав туда, после поражения от других

ветвей.

2. Султангази управлял катаганами. Турсун-Мухаммед (возможно, тоже потомок

Хорезмских Шибанидов) также управлял катаганами.

Следующим ханом, чья генеалогия вызывает затруднение является Батыр-хан.

Он правил после Джангира и до Тауке.

Согласно Чокану Валиханову Батыр-хан сын Болекей-кояна, сына Усека, сына Джанибек-

хана и отец Айшуака [Ерофеева стр. 150]

Также в своей книге Абусеитова в указателе написала, что Бахадур, сын Ишима

[Абусеитова стр.375], но ссылку не дала на источнику.

Как известно из поездки к Алтын-хану в 1617 году Батыр-хан был уже ханом при Ишиме

в 1617 году, причем их государство называлось Топинским [ИКРИ т.1 стр.269]

Исин тоже придерживается версии Валиханова [ИКРИ т.1 стр.530]

Шокан Валиханов в своей таблице указал, что Батыр-хан сын Булекей-кояна и отец

Айшуака (предок Абулхаира). Эта генеалогия противоречит другим генеалогиям, где

Батыр-хан в списке предков Абулхаира отсутствует. [Ерофеева стр.76, стр.96]

Надо бы сказать, что, скорее всего, это так и есть, так как Абулхаир, по мнению многих

казахов, имел худшее родословие нежели другие султаны, и если бы Батыр-хан был

предком Абулхаира, то эти аргументы бы сразу бы нейтрализовались. Возможно что, все-

таки, Батыр-хан был сыном Болекей-кояна, но был не отцом, а братом Айшуака и Шокан

Валиханов здесь допустил ошибку.

Вторая версия о происхождении ханов Топинского государства: Я считаю, что Топинское

государство – это остаток Сибирского ханства:

Абд ал Кадыр ибн Мухаммед Амин в главе про Сибирских ханов указывает список

сибирских ханов:

1. Алй-хан ибн Кучим-хан ибн Муртада-хан ибн Ибрахйм-хан;

2. Ишйм-хан ибн Кучим-хан ибн Муртада-хан ибн Ибрахйм-хан (он является последним

хаканом Сибирийи);

3. Бахадур-хан ибн Узар-хан ибн Шамай-хан ибн Тулак-хваджа-хан ибн Ибрахйм-хан ибн

Махмудак-хан ибн Хаджжй Мухаммад-хан. [ИКПИ т.2 стр.276] Вероятно, этот Бахадур-

хан был сопровителем Ишима, сына Кучума, после его брата Али (1598-1604) [Похлебкин

стр. 151]

Кстати историки очень часто путают Ишима сына Кучума и Ишима, сынаШигая. В

Российской генеалогии 19 века даже утвердилось мнение, что казахские чингизиды

потомки Кучума, через его сына Ишима. А некоторые казазхские историки когда пишут о

Ишиме, сынеШигая приписывают ему дела Ишима сына Кучума, который действительно

жил у калмаков несколько лет.

Вопрос о генеалогии каракалпакского хана Кучука, казалось бы, давно решен:

Кучук-хан Башкирский – здесь речь идет о Кучуке, сыне Абулая, внуке Ишима. Кучук

активно участвовал в восстаниях башкир в 1663-1667 гг. После подавления восстания

удалился к каракалпакам на Сырдарью и известен в дальнейшем под именем хана

каракалпаков. Вероятно, что и отряд, во главе которого он действовал совместно с

башкирами, состоял также из каракалпаков. [История КиЦА стр. 353]

Он отождествляется с правнуком Кучума, который имел такую же генеалогию [Миллер

т.2 стр.132] и также был связан с башкирами [Миллер т.3 стр.447]

Но в комментариях к Истории Казахстана в русских источниках т.2.

Кучук-хан, чья генеалогия вполне известна, назван неким Кучук-султаном, который погиб

в 1678 или 1679 г. в ходе войны с ханом волжских калмыков Аюкой и был похоронен в г.

Туркестане, в мавзолее Ходжа-Ахмеда Ясави. Ерофеева И.В. в комментариях коротко

описала биографии Султан-Мурата (сына Кучука) и Ишим-хана (племянник Кучука).

[ИКРИ т.2 стр.390-391]. Таким образом можно сказать, что Каракалпакские ханы были

Кучумовичами и Шибанидами.

Также на этом фоне интересно выглядят данные шежиреЮрматы-бия:

Согласно шежире, они происходят из Шибанидов и (или) из каракалпакских ханов. На

основании этого мы предполагаем, что они происходят от одного из Кучумовичей, так как

те были тесно связаны с башкирами и каракалпаками и происходили из Шибанидов.

Родоначальник рода был потомок шибанидов Аеры Калбак (каракалпак или калмык). Его

сын Абужай-хан, его сын Исмаил-хан, его сын Алмалы, его сынЮрматы-би, его сын

Юрми-би, его сын Гали-би, его сын Алеем Аккучкар и т.д. [Татар шежире стр.38] С более

полной генеалогией рода вы можете познакомиться в книжке «Татар шежиресы» Марселя

Ахметжанова. Абужай может быть идентифицирован как Бугай, сын Ишима, внук

Кучума, дядя каракалпакского хана Кучука. [Миллер т.2 стр 744]

Среди неидентифицированных казахских Чингизидов есть:

Современники Ишима

Абул-Мухаммед-хан, правитель Андижана [Абусеитова стр.232]

Назар [Абусеитова стр.234]

Абулай [Абусеитова стр.265] Согласно вышеприведенной ссылке, он брат Кучука и сын

Ондана. В русских документах назван как Савранский (Сауран)

Мурат, сын Таукеля [Абусеитова стр.206]

Современники Хак-Назара:

Сафи-султан и Джалим [Абусеитова стр.150] генеалогия Джалима мы разобрали, насчет

Сафи нет никаких сведений.

Также под разными годами выступают разные ханы:

1. Убейдуллах в 1634 [Абусеитова стр.133]

2. Абд ар Рахим (1543-1548) [Абусеитова стр.135]

Также хотелось бы отметить правителя Вали-хана

Вали-хан Потомок Хаджим-хана. Правил в 1697-1698. В его время скончался Худайкули-

инак. Вали-хан был тронутый умом и невежественный человек и не смог установить

порядок в юрте. По этой причине Адина-Мухаммад-аталык сместил его и отправил в

Дашт-и Кипчак к казахам. Срок его правления полтора года. [МИКХ стр.457-458]

Возможно это был не хорезмский шибанид, а казахский тука-тимурид: как мы помним из

казахских легенд, записанных Шакаримом:

Уали бакы, обидевшись на то, что Тауке был избран ханом ушел к нагаши (родственник

по матери) Ургенч Каипу [Артыкбаев стр.144] Так возможно Вали-хан, правивший в

Хорезме и Уали уехавший в Ургенч это один и тот же человек, тогда получается, что

Прадед Аблай-хана правил полторы года в Хорезме.

Среди русских документов тоже встречаются имена неизвестных нам правителей:

Например под 1614 годом упоминается хан Омлыз, а под 1616 годом упоминается

Абдулла царевич, живущий на Сырдарье [ИКРИ т.1, стр261]. Возможно эти имена

являются искаженными именами Аблая Сауранского. Хотя Абдуллу можно сравнить с

Аштарханидом Абдуллой, правтелем Ташкента после 1630 года.

Султаны Аблай, Сары, Казы известны тем, что в 1693 году совершали набеги на

Сибирские города [ИКРИ т.1, стр 403, 426]. Аблай, скорее всего известен – это Аблай

Канишер, сын Вали бакы. Султан Кучук в 1696 году совершал набеги на Россию. [ИКРИ

т.1, стр 431].

Еще изветно имя владетеля Саурана в 1694-1696. Имя было Кас. [ИКРИ т.1, стр 412] Что

вполне можно сравнить с Казы-султаном.

Под 1627 годом есть сообщение о смерти Бекей-султана. В 1627 году вышел из

Туркестана с 60 джигитами на барымту и напал на Хивинские окресности. Разграбил

бухарцев и хивинцев. Хивинский хан Исфендияр послал за ним погоню 300 человек.

Бокей был разбит и убит. Его голова была привезена к Исфендияру. [ИКРИ т.1, стр 303].

Мы отождествляем его с сыном Кучука, предком Турсун-хана

В 1644 году вместе с джунгарами в казахстан вторгся Кои-султан [ИКРИ т.1, стр 348].

Родословные Ташкентских правителей

Что бы начать разбирать родословные Ташкендских правителей мы должны ознакомиться